Пятница, 26.04.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт о писателях.Всё обо всём.

Нобелевские лауреаты в сфере литературы

Нобелевские лауреаты в премии литературы с 2000 по 2010 г.

2010 Марио Варгас Льоса

2010.JPG Перуанский прозаик, один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы, родился 28 марта 1936 в Арекипе. Детство провел в Боливии, где его дед был консулом. По настоянию отца окончил военное училище имени Леонсио Прадо, а затем поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос, но вскоре уехал в Европу, в 1958 году в Мадриде защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио, в Париже работал журналистом, а также на радио и телевидении. В 1967, получив Международную премию имени Р.Гальегоса, Варгас Льоса произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью.
 
Первый роман Варгаса Льосы «Город и псы» (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме скандал, повлекший публичное сожжение книги. Изображенные в "правдивой истории" военного училища Леонсио Прадо дикие нравы заклеймили позором всю перуанскую военщину. Роман «Город и псы» (1963) стал культовой книгой для молодёжной читательской аудитории Советского Союза. В СССР и в США книга была экранизирована. В романе «Зеленый дом» (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощренную технику монтажа - с мгновенными переключениями времени и места действия и множественными точками зрения. Повесть «Щенки» (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в "мачистском" (от исп. macho - самец, настоящий мужчина) окружении. После публикации этой повести, изображающей насилие элементом социального уклада жизни и выражающей анархический протест против торжества тотальной несправедливости в обществе Латинской Америки, писатель был назван некоторыми критиками «наследником Хемингуэя».

Роман «Разговор в Соборе» (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры М. Одрии (1948-1956). В романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» (Pantalen y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать все, даже сексуальную жизнь подчиненных. В детективной повести «Кто убил Паломино Молеро?» (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости. Варгас Льоса опубликовал также романы «Тетушка Хулия и писака» (La ta Julia y el escribidor, 1977), «Война конца света» (La guerra del fin del mundo, 1981), «История Майты» (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975).

Последний роман писателя, "Сон кельта", был опубликован на испанском в сентябре 2010 года.

Варгас Льоса в основном живет в Лондоне, однако каждый год старается посещать Перу, осмысление истории которого стало одной из главных тем писателя. Он много участвовал в политической жизни своей страны, в молодости поддерживал кубинский режим, но со временем разочаровался в коммунистических идеях, перейдя на позиции либерализма. В 1990 году даже баллотировался в президенты Перу от партии «Демократический фронт», но проиграл во втором туре Альберто Фухимори. В 1993 году писатель получил испанское гражданство.

Варгас Льоса является членом Испанской королевской академии, почётным доктором ряда университетов Европы и Америки. Он кавалер французского Ордена Почётного легиона (1985), лауреат Международной премии имени Ромуло Гальегоса (1967), премии принца Астурийского (1986), премии Сервантеса (1994), премии мира немецких книготорговцев (1996), премии Чино дель Дука (2008). Его считают одним из ведущих латиноамериканских прозаиков XX века и ставят в один ряд с такими новаторами как Борхес, Гарсиа Маркес, Кортасар.

2009 Герта Мюллер

2009.JPG
Герта Мюллер родилась 17 августа 1953 года в немецкой деревене Ницкидорф на самом западе Румынии, в одном из уездов, относящихся к исторической области Трансильвания.

Ее отец был швабским офицером и служил в войсках SS. В 1945-м многие румынские немцы были депортированы в СССР, и мать Герты не стала исключением. Пять лет семья провела в трудовом лагере на территории Украины.

Сама Герта училась в университете Тимишоары, занимаясь немецкой и румынской литературой, и там сблизилась с неформальной группой молодых немецкоговорящих литераторов Aktionsgruppe Banat. Проработав пару лет переводчицей, она была уволена из-за отказа сотрудничать с Секуритате. Вот эти факты ее жизни и дальше безработное существование и вынужденная работа в детском саду воспитательницей - все это наложило неизгладимый отпечаток и на ее личность, и на ее творчество, которое, впрочем, нераздельно в этом случае. Тем не менее, в 1982-м ей удалось все-таки опубликовать первый сборник рассказов ("Niederung", "Низина"), а в 1984-м - второй ("Druckender Tango", "Тягостное танго"). Неподцензурная версия "Niederung" была напечатана в ФРГ в том же 1984-м и заслужила благосклонность немецкой критики. Дома же Мюллер слава не ждала, и в 1987-м ей и ее мужу удалось эмигрировать в ФРГ.

В Германии ее публиковали охотно и довольно много: за девять лет до появления ее самого знаменитого романа "Herztier" ("Звердце", 1996) у Мюллер вышло шесть книг. Но именно "Herztier", жутковатая, частично автобиографическая книга о жизни молодых этнических немцев в самые мрачные годы Чаушеску, принес писательнице европейскую славу и многочисленные награды. В романе Мюллер удалось высветить страшный парадокс: угнетенные люди ухитряются находить утешение в мечтах о диктатуре - пожилые, бесправные румынские немцы хранят сентиментальную преданность Гитлеру.

В сущности, вся проза Мюллер посвящена искусству жизни в нечеловеческих обстоятельствах и психологии угнетенных и угнетателей: об этом и роман "Heute war ich mir lieber nicht begegnet" ("Лучше бы я себя сегодня не встречала", 1997), где рассказана история молодой работницы и ее мучителя-полицейского, и ее новейшая книга "Atemschaukel" ("Вдох-выдох", 2009), которая представляет собой фиктивную автобиографию реального человека, который в 1945 году в возрасте 17 лет попал в советский лагерь в Новогорловке.

Мюллер лауреат многих немецких литературных премий, в частности, Берлинской и Бременской премий, премии имени Франца Кафки и премии имени Генриха фон Клейста. Она также лауреат Дублинской премии.

Перу Герты Мюллер принадлежат также сборники стихов и эссе, посвященных как общеевропейским, так и специфически румынским вопросам. В частности, Мюллер не устает упрекать жителей своей исторической родины в "коллективной амнезии" - забвении ужасов и позора диктатуры.

2008 Жан-Мари Гюстав Леклезио

2008.JPG

Жан-Мари Гюстав Леклезио родился в апреле 1940 года в Ницце в семье военного врача. Родители будущего писателя происходили из старых колониальных семей, в XVIII веке осевших на острове Маврикий. Отец Леклезио был военным врачом, причем британским, и в годы Второй мировой войны служил в Нигерии. В Африку его семья приехала только в 1948 году, и Жан-Мари говорил потом, что встреча с почти незнакомым ему отцом оказалась одним из самых важных событий в его жизни. В 1991 году он опубликовал полуавтобиографический роман "Onitsha" ("Онитша", по названию города в Нигерии, где живет отец героя), в котором во многом повторены обстоятельства детства автора, в том числе, его раннее увлечение литературой, далекие путешествия, разделенная семья.
 
Жан-Мари Гюстав Леклезио вырос в доме, где всегда говорили на двух языках - французском и английском, юношей он в совершенстве выучил испанский. Он учился в Бристоле и дома, в Ницце, затем поступил в университет Экс-ан-Прованса, а докторскую степень (по истории Мексики) получил в Перпиньяне, еще одном южном французском городе.
 
Научная карьера Леклезио складывалась медленнее, чем литературная. Его первый роман и диссертацию разделяют ровно 20 лет: книга "Le proces-verbal" ("Процесс") вышла в 1963-м, когда ему было 23 года, а диссертацию он защитил в 1983-м. Леклезио много путешествовал по Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. Среди стран, в которых он оседал надолго, не только США, но и Таиланд, Япония, Нигерия. Писатель внимательно вглядывался в культуры этих стран, несхожие меж собой, но качественно отличные от европейской, и отыскивал подлинный целостный мир, в котором человек чувствует себя иначе, чем в привычном и гнетущем пространстве цивилизации. Особую роль в жизни (и литературной судьбе Леклезио) сыграло его «погружение» в мир коренного населения Мексики и Панамы - результатом пребывания среди индейцев, приобщения к их повседневному быту и старинным верованиям стали книги, воссоздающие мифологию американских аборигенов.
 
Самой большой удачей Леклезио до Нобелевской премии оставался его первый роман. Он был номинирован на Гонкуровскую премию, но удостоился, в конце концов, премии Ренодо (что-то вроде нашего "анти-Букера" по отношению к "Букеру", альтернативно-дополнительная награда). Герой романа, юноша по имени Адам Полло, блуждает по городу, вспоминает детство (как герой Пруста), наблюдает унылую и вялую жизнь (как герои Сартра и Камю). Блестящий дебют снискал Леклезио немалую славу: его прочили на место человека, который собьет спесь с "новых романистов". Но этого не произошло: молодой писатель не был вхож в литературные круги, много ездил и вскоре стал писать вообще о другом. Его перестали интересовать терзания молодых горожан, его стала интересовать неразмываемая граница между пришельцами и туземцами в любимых им Африке и Центральной Америке, культурные пропасти, взаимное непонимание и неприятие народами друг друга. В частности, его перу принадлежит книга "Сон Мексики, или оборванная мысль" о доколумбовых цивилизациях и их встрече с испанцами.
 
Леклезио не относится к числу тех, кто проклинает бремя белого человека и оплакивает злосчастную судьбу "доброго дикаря", феномена, подаренного европейскому Просвещению Жан-Жаком Руссо. Писатель не принимает чью-то сторону - покоренных или колонизаторов. Его отец, врач, спас сотни жизней, работая в Африке (Леклезио написал о нем книгу - "L'Africain", "Африканец"). Можно ли его назвать покорителем туземцев? Нет. В этом отношении Леклезио близок Клоду Леви-Строссу, французскому антропологу, написавшему не только массу значительных работ по мифологии и ритуалам коренных народов Америки, но и "Печальные тропики", одну из самых пронзительных и проницательных книг об искалеченном мире, который лежит за пределами старой и уютной Европы.
 
Французская интеллектуальная среда второй половины XX века породила не только радикалов и бретеров врде Фуко и Делеза, которым наследуют матерые полемисты Мишель Уэльбек или Бернар-Анри Леви, но и сильнейшую историко-антропологическую школу, которая учит скептически смотреться в зеркало и принимать во внимание точку зрения тех, кого изучаешь. Жан-Мари Леклезио явно относится ко второму направлению. В его романе "Etoile errante" ("Блуждающая звезда", 1992), переплетены две истории. Одна героиня - еврейская девушка, едущая в Израиль после Второй мировой войны, а вторая - молодая арабская женщина, палестинская беженка. Героинь разделяют происхождение, язык и культура, а объединяет универсальный опыт страданий.
 
Леклезио, живущий между Нью-Мексико, Маврикием и Ниццей, говорит, что его настоящая родина - не столько Франция, сколько французский язык. Он один из тех писателей, кто подписал в марте 2007 года манифест в защиту нового поколения авторов, кто избрал себе французский язык в качестве родного (таких в последние годы много: например, Гонкуровскую премию получали американец Джонатан Литтелл, канадка Нэнси Хьюстон, выходец из Конго Ален Мабанку и уроженка Камеруна Леонора Миано). В манифесте, опубликованном в Le Monde, Леклезио и еще 43 автора обращали внимание соотечественников на тот факт, что французская литература стагнирует, она замкнута в географических пределах страны. А если она станет столь же открытой, как английская, втянувшая в свою орбиту авторов из бывших колоний - от Салмана Рушди, Киран Десаи, В.С. Найпола до Бена Окри и Надин Гордимер, то ей суждено мировое признание.

На русский язык Леклезио переводился не слишком обильно - «Пустыня», «Путешествия по ту сторону», «Золотая рыбка» (о головокружительных приключениях арабской девочки), сборник историй для детей «Небесные жители», роман «Диего и Фрида», посвященный многошумной и рушащей буржуазные нормы любви художников-авангардистов Фриды Калло и Диего Риверы. Популярность этой написанной в 1993 году книги резко возросла во всем мире десять лет спустя, когда о судьбе ее героини был снят фильм с Сельмой Хайек в заглавной роли, тогда же издательство «Иностранка» выпустило ее перевод, позже републикованный издательством «Колибри».

За сорок с лишним лет, минувших со времени создания первой книги, Леклезио, работая в различных жанрах, выпустил более 30 произведений - романов, сборников новелл, культурологических эссе, переводов и пересказов экзотической мифологии, сочинений для отроческого чтения. Он считается одним из самых тонких современных французских стилистов.

Во Франции Леклезио считали кандидатом на Нобелевскую премию уже полтора десятка лет. Еще в первой половине 1990-х его назвали лучшим из современных французских писателей. Интервьюер журнала Le Magazine litteraire еще в 2001 году спрашивал писателя, что тот думает о Нобелевской премии. Леклезио сказал, что эта награда даст ему возможность громко заявить об ужасах войн третьего мира, потому что там ежесекундно гибнут дети. Нобелевскую премию Леклезио получил как «певец постоянного движения, поэтической авантюры и чувственного экстаза, исследователь человечности вне и ниже господствующей цивилизации».

2007 Дорис Лессинг

2007.JPG
ЛЕССИНГ, ДОРИС (Lessing, Doris) (р. 1919), английская писательница. Дорис Мей Тейлор родилась 22 октября 1919 в Керманшахе (Персия, ныне Иран). В 1925 семья переехала в Южную Родезию (ныне Зимбабве), бывшую тогда английской колонией. Годы, проведенные в африканской глуши, оказались впоследствии неиссякаемым источником ее писательского вдохновения. В 1949 Лессинг покинула Африку и переехала в Лондон, оставив брата, первого мужа, с которым она развелась, а также двоих детей от этого брака, второго мужа, Готфрида Лессинга, брак с которым также распался. Дорис уехала в Лондон с сыном от второго брака, чтобы начать новую жизнь писательницы.

В 1950 вышел первый роман Лессинг «Трава поет» (своим названием он обязан поэме Т.С.Элиота «Бесплодная земля»). Будучи своеобразной хроникой жизни родезийского общества периода апартеида, роман был встречен «на ура».

Вскоре началась работа Лессинг над задуманной серией «Дети насилия», состоящей из пяти романов: «Марта Квест» (1952), «Подходящий брак» (1954), «Зыбь после шторма» (1958), «Окруженный сушей» (1966), «Город о четырех вратах» (1969). Примером творчества «настоящей Лессинг», который сегодня многие склонны именовать шедевром, стал роман «Золотой дневник» (1962). Хотя роман часто называют классикой феминистской литературы, сама Лессинг настаивает на том, что это лишь одна его сторона, что по сути его главная тема – права личности в обществе, а вовсе не роль женщин в нем.

«Инструкция к спуску в ад» (1971) и «Лето перед закатом» (1973) – романы, погружающие читателя в глубины расстроенной психики и безумия. Цикл Канопус в Аргосе: Архивы представляет собой целую серию визионерски-аллегорических романов о будущем, в котором персонажи – архетипы мужчин и женщин – взаимодействуют в космическом пространстве, состоящем из шести зон, иначе называемых «уровнями бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между зонами три, четыре, пять» (1980), «Эксперименты на Сириусе» (1981), «Создание комитета представителей для планеты восемь» (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла «Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен» (1983).

Роман «Хороший террорист» (1985) рассказывает о группе лондонских революционеров. «Пятый ребенок» (1988) – повествование о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман «И снова любовь». В 1999 – футурологический роман «Мара и Дэн». Роман «Бен, брошенный», продолжение «Пятого ребенка», был опубликован в 2000.

Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонимом Джейн Сомерс: Дневник хорошей соседки (1983) и Если бы старость могла… (1984).

Высокую репутацию завоевала Лессинг и своими рассказами. Основные сборники: «Это была страна старого вождя» (1951), «Привычка любить» (1958), «Мужчина и две женщины» (1963), «Африканские истории» (1964), «Искушения Джека Оркни» (1972). В 1978 вышел том рассказов, включивший всю ее «малую прозу», кроме рассказов, действие которых происходит в Африке. Еще один сборник, «Настоящее», вышел в 1992.

Лессинг – автор четырех пьес, ставившихся в английских театрах: «Мистер Доллинджер» (1958), «Каждому – своя собственная пустыня» (1958), «Правда о Билли Ньютоне» (1961) и «Игра с тигром» (1962). В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф.Глассом явилась опера «Браки между зонами три, четыре, пять», премьера которой состоялась в Германии.

Публицистика Лессинг включает книги «Прежде всего кошки» (1967, переработанное издание «Прежде всего кошки и Руфус», 1991), а также два тома воспоминаний «Идя домой» (1957) и «В поисках английского» (1960).

В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку, В декабре 1999 Дорис Лессинг вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются люди, имеющие «особые заслуги перед нацией».

В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба.
В конце 2003 года в Лондоне был опубликован сборник рассказов "Бабушки".


2006 Орхан Памук


2006.JPG

ПАМУК (Pamuk) Орхан

Орхан Памук родился 7 июня 1952 года в Стамбуле. Там он и провел почти всю свою жизнь, не считая трех лет в Нью-Йорке. В 1977 году Памук окончил институт Журналистики при Стамбульском университете.

Начал постоянно писать в возрасте двадцати двух лет. Его первый роман "Джевдет Бей и его сыновья" получил в 1979 году первый приз от Milliyet Press. Эта книга, опубликованная в 1982 году, также получила награду имени Орхана Кемала в 1983. Писатель также получил в 1984 Madarali Novel Prize за свой второй роман "Тихий дом", опубликованный годом ранее.

Исторический роман "Белая крепость" (1985) принес ему известность за пределами Турции. New York Times писала: "Новая звезда взошла на востоке - турецкий писатель Орхан Памук". Его "Черная книга" стала одним из самых спорных и популярных произведений турецкой литературы. В 1992 году Памук написал сценарий для фильма "Новая жизнь" по мотивам "Черной книги". Режиссером фильма стал известный турецкий режиссер Омен Кавур.

В декабре 1998 года Памук отказался от присужденной ему на родине награды "Народный писатель" в знак протеста против политики власти Турции по отношению к курдам. Роман Орхана Памука "Меня зовут Красный" был опубликован в Америке. Памук видит в этом печальную иронию, так как в этом романе речь идет как раз о корнях всего этого: столкновение двух цивилизаций - ислама и Запада.

За этот роман 14 июня 2003 года Памуку была вручена одна из самых престижных литературных премий - Международная дублинская премия IMPAC. Это самая крупная денежная премия в области литературы - 100 тысяч евро. Личная позиция писателя по спорным вопросам сделала писателя противоречивой личностью среди соотечественников. Некоторые восхищаются его гражданским мужеством, другие считают его предателем родины. В 2005 году турецкое правительство подало на него в суд. Поводом послужила его фраза из интервью данного швейцарскому изданию Das Magazin в феврале 2005: "В Турции был убит миллион армян и триста тысяч курдов. Об этом никто не говорит и меня ненавидят за то, что я говорю об этом".

По словам Памука, после публикации этого интервью он стал объектом кампании ненависти, из-за которой он был вынужден покинуть Турцию, но вскоре он вернулся назад, несмотря на обвинения. Процесс над Памуком должен был начаться 16 декабря 2005, но был перенесён на 7 февраля 2006. Обвинения Памука вызвали бурную реакцию за границей. В первую очередь это процесс поднял вопрос соблюдения в Турции свободы слова, вопрос, особо важный в свете возможного вступления Турции в Европейский Союз.
 
1 декабря 2005 года правозащитная организация "Международная амнистия" потребовала заменить статью 301 турецкого уголовного кодекса (статья предусматривает лишение свободы сроком до трёх лет за оскорбления Турции и турецкой идентичности) и освобождить Памука и ещё шести человек, обвиняемых по этой статье. А 13 декабря восемь всемирно известных писателей - Жозе Сарамаго, Габриель Гарсиа Маркес, Гюнтер Грасс, Умберто Эко, Карлос Фуэнтес, Хуан Гойтисоло, Джон Апдайк и Марио Варгас Льоса — выступили с заявлением в поддержку Памука. 24 января 2006 года суд Стамбула принял решение о прекращении судебного процесса над известным турецким писателем.

Нобелевский комитет вручил премию Орхану Памуку со следующей формулировкой: автору, "который в поисках меланхолической души родного города нашел новые знаки для обозначения столкновения и переплетения культур". Взаимосвязь Востока и Запада и конфликт двух миров - темы, которые неизменно появляются у писателя во всех его романах и недавней книге мемуаров "Стамбул: город воспоминаний".

В феврале 2007 Памук, опасаясь за свою жизнь, покинул родину и перебрался с семьей в США. Как заявил писатель в интервью одному из центральных телеканалов, он не чувствует себя в безопасности в Турции. "Обстановка в Турции в настоящее время очень напряженная, — сказал Памук. — Над интеллигенцией постоянно нависает угроза судебного заключения и даже гибели. Многие мои друзья, журналисты и писатели, находятся в тюрьме или под следствием". В последнее время писателю не раз угрожали турецкие националисты.

Один из организаторов убийства главного редактора турецко-армянской газеты "Акос" Гранта Динка Ясин Хайал заявил, что "Памук должен вести себя правильно, иначе его постигнет та же участь".

Орхан Памук автор 7 романов, изданных на более 40 языках, был удостоен Международной литературной премии Impac, Премии мира, премии "Prix Medicis Etranger" и других высоких наград.

2005 Гарольд Пинтер

2005.JPG

Гарольд Пинтер родился 10 октября 1930 года в семье еврейского портного в лондонском районе Хэкни, известном своей скверной репутацией. В 1948 г. он поступил в Королевскую академию драматического искусства (Royal Academy of Dramatic Art), однако так и не окончил ее. Еще в школе он участвовал в любительских театральных постановках. В начале 50-х Пинтер начал писать стихи и получил место актера в одной из ирландских театральных трупп.

Премьера «Дня рождения» («The Birthday Party»), первой пьесы его собственного сочинения, состоялась в 1957 году в Бристольском университете. В 1960 году был поставлен «Сторож» («The Caretaker»), по-настоящему открывший Британии ее главного драматурга второй половины XX века.

Критики назвали ранние пьесы Пинтера «комедиями угроз»: в замкнутых помещениях его герои постепенно снимали с себя шелуху заурядных жизней и обнаруживали бездонные колодцы агрессии, страха, вины.

В первой половине 1960-х Пинтер написал все едва ли не самые известные свои драмы: «Коллекция», («The Collection», 1961), «Любовники» («The Lovers», 1962), «Чаепитие» («The Tea Party») и «Возвращение домой (»Homecoming«, обе — 1964 года).

Из поздних пьес Пинтера часто ставят такие, как «Ничейная земля» («No Man’s Land», 1974), «Предательство» («The Betrayal», 1978), «Язык гор» («Mountain Language», 1988).

Хотя внешние приметы драматургии Пинтера соответствуют реалистическому театру (герои — обычные люди из низшего или среднего класса, действие разворачивается в гостиной или спальне, лексика — разговорная), однако отношения между персонажами и развитие диалога и событий непредсказуемы и нетипичны, допуская разные толкования. В Легкой боли («A Slight Ache», 1959) внимание интеллектуала среднего возраста привлекает ежедневное появление в его саду продавца спичек, он заинтригован и приглашает того зайти в дом. Однако все его расспросы наталкиваются на упорное молчание продавца, и тогда хозяин, поначалу снисходительно отнесшийся к гостю, теряет выдержку и начинает заниматься саморазоблачением. В результате жена гонит его из дома, предпочитая жить с молчаливым продавцом спичек. Герой Сторожа («The Caretaker», 1960) — бродяга, которого два брата-невротика приглашают пожить у них дома, а затем прогоняют. К финалу Любовников («The Lovers», 1962) выясняется, что герои на самом деле не любовники, а муж и жена, разыгрывающие сложную партию взаимного недоверия. В Возвращении домой (The Homecoming, 1965) профессор философии привозит свою загадочную супругу в родной дом, где равнодушно наблюдает, как отец и оба брата развлекаются с его женой, решившей вдруг остаться там и «вести хозяйство». В «Предательстве» («Betrayal», 1978) изображен построенный на взаимном обмане любовный треугольник; действие повернуто вспять: при открытии занавеса и брак, и роман завершены, а далее действие идет в обратную сторону и заканчивается зарождением любовной интриги, приведшей к измене.

Пинтер продолжил безжалостный анализ потаенных уголков человеческих душ не только в театре, но и в кино. Он написал сценарии для известной кинотрилогии Джозефа Лоузи «Слуга» — «Несчастный случай» — «Посредник» («The Servant», 1963, — «The Accident», 1967, — «The Go-Between», 1970). Знаменитый политический триллер Майкла Андерсона «Меморандум Квиллера» («The Quiller Memorandum», 1966) тоже был создан при участии Пинтера. По его же сценарию был поставлен фильм «Последний магнат» по роману Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда (1976, режиссер Элиа Казан, в главных ролях — Роберт Де Ниро, Жанна Моро). Еще одна знаменитая картина была сделана по сценарию Гарольда Пинтера — «Любовница французского лейтенанта» по роману Джона Фаулза (1981, режиссер — Карл Райш, в главных ролях — Мэрил Стрип и Джереми Айронс). В 1990 году Пинтер адаптировал для экрана роман Маргарет Этвуд «История служанки» («The Handmaid’s Tale»). Фильм поставил Фолькер Шлендорф. В 1996 году Пинтер участвовал в экранизации романа Франца Кафки «Процесс» («The Trial», режиссер — Д. Х. Джонс, в главных ролях — Кайл Маклохлан и Энтони Хопкинс).

Гарольд Пинтер написал несколько сценариев по своим собственным пьесам. Так, в 1963 году в США был снят фильм «Сторож» («The Caretaker»), режиссер Клайв Доннер, в главной роли — Алан Бейтс, а в 1983 году появилась киноверсия «Предательства» («The Betrayal»), режиссер Д. Х. Джонс, в главных ролях — Джереми Айронс и Бен Кингсли.

Гарольд Пинтер известен также как киноактер. В последние годы он мало снимался, но пару его небольших ролей зритель может помнить: например, дядю Бенни в «Портном из Панамы» по книге Джона Ле Карре («The Tailor of Panama», 2001, режиссер Джон Бурман) и сэра Томаса Бертрама в постановке романа Джейн Остин «Мэнсфилд Парк» («Mansfield Park», 1999, режиссер Патриша Розема).

В 1966 году Гарольд Пинтер получил первую престижную награду: стал кавалером ордена Британской империи. За ней последовали и другие — Европейская литературная премия (1973), чилийский орден «За заслуги» (1992), Почетный «Мольер» (1997), всего почти два десятка наград.

В России пьесы Пинтера ставили многократно, чаще всего — «Сторожа», «Лифт», «Любовника», «День рождения». Одну из лучших постановок «Коллекции» осуществил Владимир Мирзоев.

Еще в начале 1970-х Пинтер стал активистом движения за права человека. В 1985 году по инициативе Международного ПЕН-клуба Пинтер и американский драматург Артур Миллер приехали в Турцию, чтобы расследовать случаи пыток и физического притеснения литераторов в этой стране. На встрече с послом США в Анкаре Миллер заявил, что американское правительство поддерживает действующий режим в стране и, тем самым, поощряет пытки и расправы над диссидентами, в том числе из числа интеллигенции. Когда посол стал объяснять, что в условиях советской угрозы Америка не может не поддерживать действия турецкого правительства, Пинтер и Миллер сделали несколько оскорбительных выпадов в адрес дипломата. Драматургов публично изгнали из посольской резиденции. Впоследствии Пинтер писал, что это был один из самых ярких эпизодов в его биографии, которым он будет гордиться до самой смерти.

Позже Пинтер неоднократно выступал против политики Турции в отношении курдов, против действий США в Никарагуа, призывал к расследованию случаев нарушения свободы слова в Центральной и Южной Америке.

Когда начались бомбардировки Сербии силами НАТО, Пинтер стал рупором антивоенных настроений в Великобритании. Он назвал британскую политику позором и преступлением, обвинив Клинтона и Блэра в лицемерии: «Им обоим нет дела до косовских албанцев… То, что сейчас происходит — это утверждение Америки в Европе… Главная угроза миру исходит сейчас не от бывшей Югославии, а от Соединенных Штатов».

После начала войны в Персидском заливе, во время американских кампаний в Афганистане и Ираке Пинтер продолжал обличать двойные стандарты Великобритании и политику США.

В январе 2003 года драматург выступил в Нижней палате британского парламента с пламенной речью, в которой содержались обвинения против президента Буша и его кабинета: «Американцы добились мнимой поддержки „мирового сообщества", используя безотказные методы устрашения: запугивание, взятки, шантаж и запудривание мозгов… Произошла простая вещь: вторжение на суверенную территорию, военная оккупация и контроль над нефтяными месторождениями».

В 2003 г. он выпустил сборник стихов про Ирак под названием «Война». За этот сборник удостоился британской поэтической премии имени Уилфреда Оуэна.

В начале марта 2005 года Гарольд Пинтер заявил, что прекращает заниматься драматургией и что отныне он намерен сосредоточиться на стихах и политике, поскольку его «очень, очень беспокоит нынешнее положение вещей» (в интервью телекомпании BBC).

Пинтер получил огромное количество различных наград и премий, в том числе Шекспировскую премию, Европейскую премию по литературе, премию Пиранделло и многие другие.

Спустя три дня после своего 75-го дня рождения, 13 октября 2005 года, Гарольд Пинтер получил Нобелевскую премию по литературе. Не приходится сомневаться, что Шведская королевская академия высоко оценила не только достижения выдающегося британца на литературном поприще, но и его гражданскую позицию.

По заключению Нобелевского комитета Пинтер «в своих пьесах раскрывает пропасть между обыденностью и входом в закрытые пространства подсознания», он «вернул театру его основные элементы — замкнутое пространство и непредсказуемые диалоги, где люди оставлены на милость друг друга, и притворство невозможно». «Он это заслужил. Как писатель Гарольд уже более полувека непоколебимо идет своим путем», — считает драматург Том Стоппард (Tom Stoppard). Для актера и режиссера Алана Айкбёрна (Alan Ayckbourn) «более выдающуюся личность просто невозможно было подыскать» для награждения престижной премией. Есть и такие, которые считают нынешнее решение комитета «оскорблением мировой литературы». Если рассматривать отношение к творчеству нового лауреата с точки зрения литературы, а не политики — для такого решения есть все основания. Ведь речь идет об «авангарде позавчерашнего дня». Премия, по авторитетному мнению нынешнего президента ПЕН-клуба Иогана Штрассера (Johano Strasser), запоздала как минимум лет на тридцать.

Пинтер умер в Лондоне 24 декабря 2008 года после продолжительной борьбы с раком горла.







Меню сайта
Тэги
[07.07.2011]
Новая книга Марии Семеновой (1)
[07.07.2011]
Новые книги Ника Перумова (1)
[07.07.2011]
Новая книга Веры Камша (1)
[12.07.2011]
О том, как покупать книги (добавлено 12.07.11) (0)
[12.07.2011]
Писатель Эдвард Радзинский госпитализирован после автоаварии (добавлено 12.07.11) (1)
[12.07.2011]
В конце августа в Таллине пройдут Дни Довлатова (добавлено 12.07.11) (6)
[12.07.2011]
Неторопливый летний литпроцесс. Обзор прессы за неделю. (добавлено 12.07.11) (5)
[13.07.2011]
Последняя часть экранизации книг о Гарри Поттере выходит на экраны (1)
[13.07.2011]
Писатели обратились к «Яндексу» с просьбой помочь им в борьбе с пиратством (1)
[14.07.2011]
РГБ нуждается в 20 миллиардах рублей для строительства нового здания (2)
[14.07.2011]
Открыт приём заявок на участие в «КнигаБайте»-2011 (0)
[14.07.2011]
Стартовал конкурс премии «Русский Букер десятилетия» (1)
[14.07.2011]
Литературно-художественный музей сестёр Цветаевых на грани гибели (1)
[14.07.2011]
Эксперты: в 2011 году книжный рынок в России ожидает стагнация (57)
[14.07.2011]
Британская библиотека и Google оцифруют 250 тысяч старинных книг (0)
[14.07.2011]
Треть россиян читает электронные книги, треть о них не знает (4)
[14.07.2011]
Опубликованы неизвестные дневники Че Гевары (0)
[15.07.2011]
Неизвестный роман Джейн Остин продан за 1,6 млн. долларов (1)
[15.07.2011]
Толстой считал, что Чехов – еще худший драматург, чем Шекспир (1)
[15.07.2011]
В США выставлена на продажу «Нюрнбергская хроника», изданная в 1493 году (3)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск